© 2009 holocaust.su | При использование материалов необходимо указывать ссылку на сайт | Политика обработки персональных данных

  • Facebook App Icon
  • YouTube App Icon

Синагоги и молитвенные дома Ростова-на-Дону

Краткая справка

Иудейские молитвенные дома и синагоги всегда служили центрами, вокруг которых сосредотачивалась жизнь еврейской общины (и не только религиозной). Они были центрами еврейской культуры, просвещения, а зачастую и решения личных и хозяйственных дел.

По данным 5-й ревизии населения России, в 1796 г. в крепости Святого Дмитрия Ростовского (с 1784 г. входила в Мариупольский, а с 1797 г. - в Ростовский уезд), ставшей центром г. Ростова-на-Дону, проживало 7 евреев-мещан, очевидно, ремесленников (в 1800 г. - 10 душ, в 1817 г. - 94 души). Известный ростовский историк-краевед М.Б. Краснянский упоминал о первом еврейском купце (Н.?) Герберге (его потомки стали Герберами), которому войсковой атаман М. И. Платов разрешил, очевидно, не позднее 1817 года поселиться в Ростове-на-Дону. В делах городского архива, начиная с 1825 года, он упоминается как торговец мануфактурой. Его сын Михаил был владельцем большого дома на Большой Садовой, 33 (ныне в нем Управление МВД). Его внуки Роман и Александр оставались владельцами дома до 1917 года.

Известно, что в 1836 году, при общей численности населения Ростова-на-Дону 8100 человек, еврейская община насчитывала всего 73 человек (7 купцов, остальные мещане), не считая членов семьи. Через 10 лет ее численность достигла 289 человек. Тем не менее, посещавший не раз город, известный одесский историк А. А. Скальковский в своей статье о Ростове-на-Дону (в 1846 г.) о синагоге или молитвенном доме не упоминает. Однако поскольку сохранились книги регистрации браков, рождений, разводов и смертей евреев Ростова-на-Дону, которые вел с 1837 года (возможно, и раньше) ростовский раввин Вульф Калина, можно думать, что синагога уже была, но, вероятно, размешался в арендуемом здании. Впервые еврейский молитвенный дом зафиксирован официально не позже 1849 года, а синагога зафиксирована не позже 1855 года.

По законам Российской империи еврейские общины обладали правом иметь один молитвенный дом (молитвенную школу) на 30 домов евреев и одну синагогу - на 80 домов евреев на расстоянии не менее 107-213 метров от ближайшего христианского храма и не менее 43-85 метров от ближайшей питейной лавки или питейного заведения.

Главная хоральная синагога

В 1863 году позади уже имевшейся с 1855 года (или ранее) синагоги при помощи тогдашнего городского головы А. М. Байкова был выстроен теплый кирпичный молитвенный еврейский дом. Он находился на территории обширной усадьбы, принадлежавшей еврейской общине, между улицами Воронцовской и Канкринской. В 1866 году здание сильно обветшавшей синагоги снесли, а на его месте к лету 1868 года выстроили новое двухэтажное кирпичное здание Главной хоральной синагоги по ул. Воронцовской, 78-80 (теперь ул. Баумана, 70).

Автором проекта здания Главной хоральной синагоги, по всей вероятности, был старший городской архитектор Ростова-на-Дону коллежский асессор Савицкий. Строителями - А. Г. Каплун, С. И. Фрейшист и А. А, Данцигер. Немалые по тому времени средства на строительство в сумме 16 342 руб. 87 копеек были собраны во многом благодаря стараниям раввина, которым в 1863-1888 году был Фабиан Осипович Гнесин, отец известного композитора М.Ф. Гнесина.

Торжественное открытие Главной хоральной синагоги Ростова-на-Дону произошло 30 августа 1868 года в присутствии городского головы А.М. Байкова, возвращения которого из поездки специально ждали. Открыв синагогу, А.М. Байков поблагодарил за оказанную ему честь открытия нового еврейского храма и указал на участие в торжестве лиц различных вероисповеданий из городской администрации и «сливок общества». В этом он увидел начало решения поставленной им задачи «уравнять евреев в отношении общественного положения в городе с прочими гражданами».

В 1881 г. к основному зданию пристроили с запада молитвенный дом на 150 мест. Вместе с уже имевшимися до этого молитвенным домом Главная хоральная синагога Ростова-на-Дону превратилась в крупный культовый и учебный комплекс. Здесь же находилось еврейское училище Талмуд-Тора (построено в последней четверти 19 в.), в котором с 1903 года располагалась и еврейская библиотека-читальня. В этой синагоге производил прием прихожан ростовский раввин.

В 1924 году здание Главной хоральной синагоги было муниципализировано, но не изъято у еврейской общи¬ны. Президиум Донисполкома 5 июля 1928 г. расторг договор аренды с еврейской религиозной общиной при главной хоральной синагоге (устав общины был одновременно аннулирован) и передал здание синагоги Донкустремсоюзу для клуба кустарей и городской бедноты нацменшинств, а позже кожно-венерологической больнице (ныне диспансер). После этого здание было кардинально перепланировано и надстроено. Уничтожен молитвенный зал и обрамлявший его на уровне 2-го этажа балкон, а также купол над зданием. При этом был искажен архитектурный облик здания.

Духовное правление Главной хоральной синагоги

В последней четверти 19 в. духовное правление Главной хоральной синагоги выстроило в своей усадьбе здание по ул. Канкринской (теперь Ульяновской), 57, трехэтажный кирпичный неоштукатуренный дом для своего пребывания. Кроме духовного правления, здесь размещались еврейское училище, библиотека-читальня, бесплатная столовая и другие учреждения.

Архитектурный облик здания определяется рустовкой нижнего этажа, гигантски¬ми лопатками с геометрическими вставками в верхней части (объединяющими 2 и 3 этажи), поребриком над оконными проемами и сандриками сложной конфигурации над окнами 2 этажа, многоярусными межэтажными и подоконными тягами, украшенными сухариками и аркатурными поясами, декоративными машикулями лопаток.

В 1924 году здание было национализировано и передано отделу народного образования Донской области. Вначале здесь были приемник и столовая-ночлежка для беспризорных, затем средняя школа. Долгое время здесь располагались Областное базовое медицинское училище и Областная специализированная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Ныне здание передано еврейской школе «Ор Авнер».

Миква Главной хоральной синагоги

С 1904 года (вероятно, несколько раньше) Главная хоральная синагога имела отдельное здание для бассейна ритуальных омовений. Она располагалась на ул. Рождественской (теперь Обороны), 97.

Богадельня Главной хоральной синагоги
Двухэтажное здание с мансардой (оконные переплеты сделаны в форме звезды Давида) располагалось по ул. Тургеневской, 92 (ныне 78). Теперь жилой дом.

Историческая справка

Солдатская синагога

История Солдатской синагоги началась в 1862 году, когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество Ростова-на-Дону, которое с разрешения Екатеринославского губернского правления от 31 мая 1862 года получило возможность нанять для своего молитвенного дома особое помещение. По плану, утвержденному Екатеринославским губернским правлением 4 июня 1872 года, в том же году было выстроено каменное здание Солдатской хоральной синагоги. Как указывал покойный ростовский краевед М. А. Красников, средства на строительство синагоги предоставил богатый ростовский купец 1 гильдии мукомол Иосиф Маркович Елицер. Проект здания синагоги, вероятно, составил старший городской архитектор Эрнст Эрнстович Шульман. Строил синагогу ростовский строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус.

В начале 1881 года к основному зданию пристроили трехэтажное кирпичное неоштукатуренное здание для Духовного правления синагоги. Вероятно, проект здания составил городской архитектор Ростова-на-Дону Владимир Иванович Якунин (скорее всего строитель, был тот же, что и основного здания). В 1891 году была закончена двухэтажная пристройка с юга для училища детей бедных солдат в нижнем этаже и для молитвенной школы на втором этаже. Проект этой пристройки, одобренный 17 мая 1890 года Стро¬ительным отделением Областного правления Области войска Донского, возможно, был составлен городским архитектором Николаем Александровичем Дорошенко или Николаем Михайловичем Соколовым, а строителем его был один из братьев А. М. или И. М. Геронимусов.

Имеются сведения (по сообщению ростовского историка В. С. Сидорова), что здание Солдатской синагоги сильно пострадало от пожара во время еврейских погромов в октябре 1905 года. Поэтому после сбора необходимых средств только в 1913 - начале 1914 года здание синагоги было восстановлено и реконструировано (тогда здание обладало красивыми угловыми купольными за-вершениями) по проекту и под руководством петербургского художника-архитектора, профессора Императорского архитектурного института и секретаря общества архитекторов Якова Германовича Гевирца. Следует отметить, что Я. Г. Гевирц был не просто архитектором, а архитектором-художником, специализирующимся на проектировании синагог. В 1907 году он занял первое место на конкурсе проектов синагоги и богадельни для Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге, а в 1909 году он получил первую премию за разработку проекта Харьковской синагоги. После окончания художественных работ богослужения в Солдатской хоральной синагоге возобновились 29 марта 1914 года на Песах (Пасху).

Считается, что Солдатская синагога построена в стиле модерн с элементами восточной архитектуры, объемно-пространственная композиция которой включает три уменьшающихся с севера на юг объема. Здание обладает простыми лаконичными фасадами, полуциркулярные завершения оконных проемов которых стилизованы под готическую розу в два света рисунком переплетов. Основной объем и цоколь здания рустованы. Архитектурный облик синагоги дополняют лепные розетки и аркатурный пояс под карнизом среднего объема, массивный карниз и парапет.

Старостами Солдатской синагоги были в 1895-1899 гг. С.Г. Котель, в 1900-1909 гг. Ш.Л. Рабинович, в 1910-1912 гг. А.М. Шавинер, в 1913-1914 г. А.М. Басс. В 1927-1937 гг. раввином синагоги был хасид Гессель Хаймович Замский (в 1937-1940 гг. по сфабрикованному обвинению находился в заключении). Осенью 1935 года здание Солдатской синагоги было национализировано, а верующие евреи стали молится в Ремесленной синагоге. В здании Солдатской синагоги были размещены химфабрика Горместпрома и подразделение радиозавода «Комсо¬молец».

После освобождения Ростова-на-Дону в 1943 году фабрика в здании не была восстановлена, и его вновь заняла в 1945 г. после длительной борьбы еврейская община, которая приложила очень большие усилия для ремонта здания. За оказание финансовой и иной помощи в ремонте синагоги ростовские евреи подвергались репрессиям (увольнениям с работы, выселению из города, арестам и др.). Разрешение на владение и пользование зданием Ростовский облисполком выдал лишь 14 апреля 1945 года после первоначального отказа 1 декабря 1944 года и поездки инициативной груп¬пы во главе с раввином (в 1944-1960 гг.) Шая-Меером Зусмановичем Ароновичем и председателем общины В. Д. Липковичем в Москву.

Эта синагога остается единственной действующей синагогой Ростова-на-Дону, расположенной на углу ул. Тургеневской, 68, и Газетного пер., 18 (до 1917 г. Казанский пер., 14). 12 августа 1991 года Кировский рай¬онный народный суд признал факт владения Ростовской еврейской религиозной общиной частью здания синагоги по пер. Газетный, 18 (литер «А») и признал ее право собственности на эту часть. Наконец, Малый совет Ростовского горисполкома 8 июля 1993 года решил возвратить в собственность Ростовской еврейской религиозной общине бывшее здание синагоги по ул. Тургеневской, 68 (литер «Б»), занимаемое учебно-производственным комбинатом Ростоблбытпромсоюза, передислоцировав последний в другое помещение.

Ремесленный молитвенный дом или Синагога ремесленников

Ремесленное еврейское молитвенное общество возникло в Ростове-на-Дону в 1891 году. Сначала оно арендовало различные помещения для своего молитвенного дома, в 1894-1901 - в принадлежавшем наследникам Я. К. Башмаковой одноэтажном здании по пер. Казанскому, № 24 (ныне Газетный пер., № 28) на углу ул. Старопоч¬товой, № 121 (теперь ул. Станиславского, № 73).

В 1894 году ростовский строительный подрядчик Абрам Моисеевич Геронимус приобрел имение на углу ул. Почтовой (ныне ул. Станиславского), 106, и пер. Казанского, 22 (теперь пер. Газетный, 28) и построил в нем в 1901 году здание для молитвенного дома Ремесленного еврейского общества Ростова-на-Дону. Это было двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание с красивыми угловыми и промежуточными островерхими завершениями на крыше в готическом стиле. В 1904 году Ремесленное еврейское общество согласилось принять это здание в дар от А. М. Геронимуса. В 1905 году во время еврейских погромов оно сгорело, но было отремонтиро¬вано. В 1913 году Департамент духовных дел Областного правления Области войска Донского, наконец, дал разрешение на принятие такого пожертвования А. М. Геронимуса.

В годы гражданской войны в здание попал снаряд, но здание уцелело. В 1934-1935 гг. раввином Ремесленного молитвенного дома был хасид Моисей Шмерель-Лейбович Медалье (с 1935 г. по сфабрикованному обвинению длительное время находился в заключении, в котором погиб) Старостами и председателями правления общины в разное время были С. Борохович, Ш.Л. Болотный, С.Г. Файвушевич, Я. М. Лельчук (отец проф. П. Я. Лельчука), В.М. Угольницкий и др. С вес¬ны 1936 года этот иудейский храм остался единственным действующим в Ростове-на-Дону и стал именоваться си¬нагогой. В июле 1942 года перед отступлением Красной Армии из Ростова-на-Дону в здание попала бомба, оно сгорело и разрушилось. Здание этой синагоги после окончания войны не было восстановлено (на его месте стоит павильон по продаже молока). Сохранилась лишь дореволюционная фотография и сведения о размерах: 16,75 х 16,25 х 3,35 м (площадь около 323 м2).

Молитвенный дом и богадельня при Александровской еврейской больнице

В 1881 году Ростовская еврейская община построила кирпичное здание Александровской еврейской больницы на углу ул. Никольской, 148 (ныне Социалистической, 156-158) и пер. Богатяновского, 27, на пустовавшем участке земли, который Ростовская городская дума передала еврейской общине еще в 1866 году (прирезав в 1880 и 1884-1885 гг. дополнительную площадь).

 

Средства для строительства (более 15 тыс. руб.) были предоставлены ростовским купцом 1 гильдии мукомолом Яковом Самойловичем Гурвичем и еврейской общиной, собравшей пожертвования. Проект составил, по-видимому, городской архитектор Ростова-на-Дону Владимир Иванович Якунин, наблюдавший за ходом строительства, а возводил здание ростовский строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус. Свое название больница получила при ее закладке 22 февраля 1880 года в честь 25-летия благополучного царствования Александра II.

 

В 1894 году наследники умершего купца Иосифа Марковича Елицера оплатили строительство, законченной к концу того же года пристройки (по пер. Богатяновскому) для богадельни и молитвенного дома при ней. Был открыт для богослужений лишь в 1897 году после особого разъяснения правления Области войска Донского полиции Ростова-на-Дону, о праве больных и старых евреев молиться в специальном молитвенном доме.

 

В 1899-1901 годы больница была расширена и перепланирована. На пожертвования Б. Я. и А. Я. Каменки был построен павильон на 15 коек для больных детскими заразными болезнями.

 

В 1913 году в больнице функционировало 6 отделений (хирургическое, терапевтическое, гинекологическое, туберкулезное, родильное и детское) с общим числом коек 220. Старшим (главным) врачом еврейской больницы длительное время был Исаак Александрович Риттенберг. В больнице могли получить помощь не только евреи, но и все нуждающиеся в ней. В советское время здесь долгое время размещалась больница скорой неотложной помощи, а ныне - городская больница. Павильон, в котором располагались молитвенный дом и богадельня ныне не существует.

Нахичеванский еврейский молитвенный дом

Еврейская община в городе Нахичевани-на-Дону появилась лишь в середине XIX в. В 1881 году здесь числилось только 69 еврейских семей. В 1897 году численность евреев достигла 555 человек. В конце XIX в. еврейская община арендовала здание на углу ул. 1-Георгиевской (ныне им. В. Закруткина) и 19-линии для молитвенного дома и его Духовного правления.

В 1903 году Духовное правление Нахичеванского еврейского молитвенного дома приобрело на средства еврейской общины полутораэтажный кирпичный дом на углу 24-линии, № 3/1, и ул. 1-Вознесенской (теперь Мурлычевская), № 6/3, переоборудовав его под молитвенный дом (устроило молитвенный зал и обрамляющий его балкон). Во дворе находились миква и мацепекарня.

Несмотря на то, что в 1920 году Ростово-Нахичеванский горсовет заключил с еврейской общиной бессрочный договор об использовании ею молитвенного дома, к началу 1936 года это здание было национализировано на основании решений президиума Ростсовета от 2 и 17 ноября 1935 года и постановления президиума Азово-Черноморского крайисполкома от 7 декабря 1935 года, утвержденного постановлением комиссии по вопросам культа при ВЦИК РСФСР от 20 февраля 1936 года, и передано артели им. Калинина, несмотря на протесты верующих во главе с ростовским раввином И.-Э. А.-Х. Замским и почетным председателем Нахичеванской еврейской общины Мебелем.

Артель им. Калинина по изготовлению металлических изделий была организована из цыган. После получения здания Нахичеванского еврейского молитвенного дома, под общежитие они переоборудовали его в жилой дом, в котором цыгане получили квартиры. С тех пор старожилы называют его «цыганским домом».

Другие молитвенные дома

Помимо вышеописанных, в Ростове-на-Дону были другие еврейские молитвенные дома, здания которых либо не сохранились, либо используются как жилые помещения. Так, в годы Первой мировой войны в молитвенном доме при Главной хоральной синагоге разместилась община «Аскеназ» (пред. Ципельзон), в молитвенном доме при Еврейском кладбище по ул. Скобелевской (ныне Красноармейской), 1, - община хасидов (эти здания не со¬хранились). В арендованных или купленных домах располагались общины «Бет-Кодеш» на ул. Тургеневской, № 21 (пред. И. А. Хасменник), ликвидированная решением Донисполкома в 1927 г.; «Агудас-Изроель» на ул. Тургеневской, № 82, а также закрытый в 1925 году молитвенный дом Общины польских евреев-беженцев на углу ул. Воронцовской, 47 (ныне Баумана, 43), и пер. Казанского, 17 (теперь Газетный, № 15), против Солдатской синагоги.

Список ростовских раввинов

Вульф Калина - 1837-1855 гг.
Лейзер Шмуйлов - январь 1856 г. (до мая 1856 г. исполнял обязанности) - май 1858 г.
Идель Рысс, исполнял обязанности (и.о.) - сентябрь 1858 г. - июнь 1860 г.
Мордух Люблинский - июнь 1860-1861 г. и.о.
И. Сегель - январь 1862 - май 1863 г.
Фабиан Осипович Гнесин - июль 1863 (до января 1864 г. и.о.) - декабрь 1888 г.
Петр Абрамович Ямпольский (д-р медицины, кол. асессор) - январь 1889 - декабрь 1898 г.
Идель Рысс - январь - декабрь 1899 г. и.о.
Моисей Григорьевич Айзенштадт (д-р философии) - январь 1900 - февраль 1910 г.
Семен Яковлевич Брайловский (и.о.) - март 1910-1912 г.
Цви Гирш Иегуда Лейб (Зиновий Григорьевич) Гольденберг - ноябрь 1912-1926 г.
Иосель-Гилель Сроелев Берман, духовный раввин - 1910-1926 г.
Авраам-Хаим Беньяминов-Исар Каценеленбоген, духовный раввин - 1926-1932 г.
Гессель Хаймович Замский, раввин общины Солдатской синагоги (с 1935 г. в помещении Ремесленной синагоги) - 1927-1937 г., 1940-1941 г.
Шмерель-Лейбович Медалье, раввин Ремесленной синагоги Моисей - 1934-1935 гг.
Шая-Меер Зусманович Аронович - 1944-1960 г.
Эльяшив Каплун - 1992(1994)-2003 г.
Хаим Фридман - 2003- 2007 г.
Хаим Данзингер - с 2008 г.

Список старост Ростовской синагоги

Исаак Самойлов - 1854 г.
Лазарь Данцигер - 1855 - май 1859 г.
Леон (Лейба), и.о., Данцигер (казначей) - июнь 1859 - декабрь 1861 г.
Арон Каплун - Август 1863-1865 гг.
Л. Данцигер - 1867 г.
С. Гурвич - 1868-1877 г г.
Бейнуш Рысс - 1878 - июнь 1881 г.
Григорий Луцкий - октябрь 1881 - 1883 г.
Бейнуш Рысс - 1884 г.
Матвей Иосифов Елицер - 1887-1890 г.
Бейнуш Иделев Рысс - 1891-1893 (1894?)
Матвей Иосифов Елицер - 1895-1898 г.
Борис Ильич Рысс - 1899 г.
Яков Гурвич - 1900-1901 г.
Борис Абрамович Каменка - 1902-1904 г.
Александр Яковлевич Фельдман - 1905-1910 г.
Семен Яковлевич Брайловский - 1910-1912 г.
Яков Самойлович Гурвич - 1913-1914 г.

Список председателей правления Ростовской еврейской религиозной общины

Вульф Давидович Липкович - май 1944 - декабрь 1945 гг.
Ефим Соломонович Райпорт - август 1946 - январь 1951 гг.
Иосиф Моисеевич Файнберг - январь 1951 - январь 1953 гг.
Ш.-М. З. Аронович - январь 1953 - январь 1955 гг.
Мендель Комец - январь 1955 - январь 1956 гг.
И.М. Файнберг - январь 1956 - январь 1957 гг.
С.О. Хамидус - январь - май 1957 г.
Михаил Абрамович Фридман - июнь 1957 г. - ?
Ш.-М. З. Аронович - январь 1959 - 1960 гг.
Мендель Шлемович Гонтмахер - декабрь 1962- 1963 гг.
Михаил Иосифович Портной - 1964-1968 гг.
М.Г. Гольман - сентябрь 1968 - ноябрь 1969 гг.
Семен Давидович Грушко - ноябрь 1969-1974 гг.
Яков Иосифович Портной - июль 1978 - март 1985 гг.
Михаил Иосифович Портной - 1986-1989 гг.
Яков Иосифович Портной - 1989-1990 гг.
Иосиф Семенович Бакшан - 1990 - ноябрь 1995 гг.
Довид Шведик - декабрь 1995 - декабрь 1997 гг.
Владимир Меерович Нежный - август 1998 г. - август 2002 г.
Борис Ефимович Зайдман - август 2002 - июнь 2003 г.
Юрий Герсилович Рубинов - июля 2003-2011 гг.
Потапов Михаил Витальевич - с декабря 2011 г.