Средневековье и евреи Дона
Евреи на Дону в средневековье. Хазарский каганат
Новая волна миграции евреев в Подонье и Приазовье пришла в средние века. В Хазарском каганате, который с VII в. включал территорию от Астраханских степей до Приазовья и Крыма, проживало немало евреев. Они бежали сюда от преследований из Персии, Арабского Халифата, Византии и других стран. Принятие иудаизма в 799-809 гг. в качестве государственной религии Хазарского каганата сделало жизнь здесь еще более привлекательной для евреев и поэтому усилило их приток в Хазарию. Известный историк Б.В. Лунин (один из авторов монографии «История Дона») констатировал, что «евреи издавна жили в некоторых местностях, вошедших в состав Хазарии».
Евреи действительно жили на Донской земле и до возникновения в VI в. Хазарского каганата, о чем говорилось выше, и после его распада в начале XI в. К сожалению, прямых свидетельств того, что евреи жили в Подонье и Приазовье во время существования здесь Хазарского каганата, пока не найдено, несмотря на многочисленные находки археологических остатков салтово-маяцкой культуры. Однако косвенные данные, подтверждающие такие представления, имеются.
Так, в Крыму в середине IX в. в Херсонесе Таврическом (Корсуни) находилась еврейская община. В ней около 861 г. останавливался известный славянский просветитель Константин-философ (Кирилл) по дороге из Византии в летнюю столицу Хазарии Семендер (близ села Тарки у г. Махачкала) к хазарскому кагану с миссией проповеди православия. Считается, что он здесь изучал иврит (впоследствии он использовал иврит для создания некоторых букв славянского алфавита) и Тору (Пятикнижие Моисеево).
Как недавно отметил А.Гайсинский, Кирилл знал иврит, поскольку окончил Магнаурскую школу, в программу которой входило изучение иврита и Ветхого завета. На самом деле Кирилл изучал хранившиеся в Херсонесе «Евангелие» и «Псалтырь», написанные на «рушском языке» (сугубо христианские книги, предназначавшиеся для миссионерского просвещения язычников-русов). По мнению А. Гайсинского, «рушский язык» представлял собою прагерманский, на котором говорили жившие в Тавриде остатки русов и готов, попавших сюда задолго до этого из Скандинавии.
В соседней Кафе (ныне Феодосия) в 909 г. была построена еврейской общиной синагога. Об этом сохранилась надпись на беломраморной доске. Перевол этой надписи на русский язык сделал и опубликовал в 1884 г. крупный петербургский востоковед, профессор Д.А. Хвольсон. Вполне вероятно, что еврейские общины могли находиться и в низовьях Дона на пути между Крымом и столицей Хазарии Итиль (в низовьях Волги).
Говоря о возможности присутствия еврейских общин на Дону в средневековье, следует иметь в виду, что этому благоприятствовала принадлежность нижнего течения Дона к двум важнейшим торговым дорогам. Часть древнейшего «шелкового пути» проходила вдоль берегов Черного и Азовского морей, по Дону и далее волоком на Волгу. В «Житии» Константина-Философа он фигурирует как «Хазарский путь». Н. Гольб и О. Прицак обратили внимание на то, что главным связующим путем между югом Восточной Европы и Скандинавией был первоначально (IX в.) Дон (путь из варяг в греки появился позже), далее по Оке, Верхнему Поволжью и Балтике.
Он контролировался Хазарским каганатом, построившим на Среднем Дону в 863 г. крепость Саркел. По мнению известного археолога С. А. Плетневой, при раскопках в северо-восточном отсеке Саркельской цитадели выявлено сложное сооружение (явно здание общественного назначения), которое, возможно, являлось синагогой (несомненно, не может быть идентифицировано с языческим, мусульманским или христианским храмом).
Однако анализ амулетов, графики, керамических клейм и торевтики салтово-маяцкой культуры (считается присущей Хазарскому каганату) Пододонья и Приазовья позволил В.Е. Флёровой реконструировать религиозное мировоззрение преобладающей доли населения Хазарии (по крайней мере в изученной части ее территории), которое вплоть до 10 в. н.э. не испытало влияния мировых религий (иудаизма, христианства и ислама).
С.М. Дубнов отметил, что сохранились следы пребывания евреев в Азове в XIII и в начале XV в. Об этом свидетельствовали надписи на рукописи Торы от 1274 г. и на деревянной доске от 1404 г. (была прикреплена к стене синагоги), которые хранились в караимской синагоге Кафы (Феодосия). Они были обнаружены выдающимся собирателем еврейских рукописей и памятников А.С. Фирковичем. Перевод этих надписей на русский язык осуществил и опубликовал в 1884 г. проф. Д.А. Хвольсон.
Правда, С.М. Дубнов считал необходимым проверить подлинность этих надписей в связи с предположениями некоторых исследователей о фальсифицированности многих документов в собрании А.С. Фирковича и правомерности употребления названия «Азак» (использовано в надписях) для обозначения Азова в XIII-XV вв.
Как показал азовский историк Н.М. Фомичев, наименование «Азак» действительно использовалось в средние века для обозначения Азова, когда здесь жили евреи. Академик-историк М.М. Ковалевский, анализируя в 1902 г. сохранившиеся документы венецианско-золотоордынской дипломатической переписки, обнаружил в грамотах Узбека 1331 г. и Занибека (Джанибека) 1347 г. упоминание о еврейском квартале в Тане (итальянской фактории в Азаке). Н.М. Фомичев высказал заслуживающее внимания мнение о том, что в еврейском квартале Азака, безусловно, имелась синагога или молельный дом.
В Азове (в колодце на ул. Толстого) в пределах золотоордынского Азака был найден фрагмент мраморной надгробной плиты с остатками венецианского герба (по мнению, Н.М. Фомичева) и явно более поздней посвятительной надписью на иврите какой-то женщине, которая в сохранившейся части надписи названа «хасуда» («благодетельницей»). Можно предположить, что она от отпущенного на волю раба. Видимо, возраст ивритской надписи может быть ориентировочно определен как вторая половина XIV в. - первая половина XV в., когда Азак был центром работорговли, в которой участвовали и евреи.
В июне 2005 г. в с. Рогожкино в 10 км северо-западнее Азова в центральной части дельты Дона в современном аллювии (отложения песка и галек), прорезанном одним из ериков (протоков, расчищенных под нерестилища в 60-70-е годы XX в.), найдена в подмытом берегу (над урезом воды) островка в этом ерике 50-килограммовая надгробная песчаная плита с изображением менор и плохо читаемой (слабо процарапана) надписью на иврите. Такая плита могла быть вырублена, видимо, лишь из известковых песчаников сарматского возраста, обнажающихся в долине Дона близ Ростова-на-Дону и в иных местах.
Нет сомнений в том, что эта плита претерпела несколько перемещений, прежде чем попала в Рогожкино: сначала на кладбище существовавшей где-то в этом регионе иудейской общины (изображены в верхней части плиты две меноры с широкими дугами рожков, образующих окружность, какие свойствены античной изобразительной традиции Боспорского царства); затем было выбито шарообразное углубление для жертвенного огня, срезающее в значительной мере вышеуказанные меноры; позже в нижнем правом секторе плиты была изображена в совершенно иной манере минора (с прямыми рожками под острым углом к оси). Наконец, плита была брошена (сползла?) в аллювий, из которого была обнажена на островке. По мнению Л.С. Ильюкова, форма надгробия и наличие на нем шарообразного углубления позволяет предполагать, что первоначально это был памятник позднеантичного времени. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство надгробных плит в регионе изготовлено из мрамора или известняка, в отличие от очень крепкого песчаника рогожкинской плиты.
Имеются веские основания полагать, что сравнительно высокая суша низкой поймы, на которой построено Рогожкино, существовала уже в античное и хазарское время, судя по находкам в Рогожкино позднеантичных монет и остатков керамики салтово-маяцкой культуры.
Исследования В.В. Лебедева, К.Б. Старковой, а также В.Л. Вихновича показали, что подавляющее большинство собранных А.С. Фирковичем рукописей и надписей подлинные. Поэтому ныне нет оснований для тех сомнений, о которых упоминал С.М. Дубнов. В 1924 г. С.Л. Цинберг отметил, что в Крыму в XIII-XV вв. существовали еврейские общины, связанные с Передней Азией, особенно с Вавилоном (оттуда приезжали в Крым раввины, вполне возможно, через Тану), а также с Италией, в первую очередь, с Генуэзской республикой, выкупившей в 1260 г. у татар Каффу. Лишь в XV в. установились связи еврейских общин Крыма с ашкеназскими общинами Литвы.
После установления в 1475 г. господства турок над Причерноморьем евреи исчезли из Азака, превратившегося в Азов.
Таким образом, сопоставление данных, полученных различными исследователями, позволяет сделать вывод о длительном, но количественно незначительном проникновении евреев в Подонье и Приазовье, начиная с античного времени. Любопытно, что это произошло задолго до появления здесь славян (словен) в X в. (возможно, в VIII в).
Ныне живущие на Дону евреи - потомки новой самой мощной волны миграции (конец XVIII - вторая половина XIX в.), шедшей не с востока или юга, а с запада (Литвы, Белоруссии, Украины).