© 2009 holocaust.su | При использование материалов необходимо указывать ссылку на сайт | Политика обработки персональных данных

  • Facebook App Icon
  • YouTube App Icon

Холокост в Риге

Гибель евреев Риги. Румбула. «Ди карбонес фун фашизм»

«РУМБУЛА» — это название маленькой железнодорожной станции в 12-ти километрах к востоку от Риги, один из самых малонаселенных районов. Официально сегодня здесь проживает чуть более 300 человек. Название это вошло в страшный ряд таких слов, как Аушвиц, Треблинка, Бабий Яр, Понары. Не стоит забывать, что в этом же ряду стоит и название «ЗМИЁВСКАЯ БАЛКА». Я пишу оба слова с заглавных букв, как пишут имена собственные. Трагедия евреев Ростова во многом явилась калькой событий в Румбуле.

С 30 ноября по 9 декабря 1941 года здесь, в Румбульском лесу, было убито около 38 тысяч евреев. Большинство привезли сюда на расстрел из рижского гетто, около 10 тысяч были депортированы в Ригу из других стран – Германии, Австрии и Польши.

За неделю до расстрела в Румбульском лесу, в пригороде Риги, советские военнопленные проводили большие земляные работы – вырыли три огромных рва (затем все военнопленные были убиты).

За два дня айнзацгруппой «А» с помощью местных коллаборационистов из команды Арайса и латышских националистов было совершено массовое убийство латвийских евреев из рижского гетто и тысячи евреев, привезённых накануне поездом из Германии. Операцией руководил обергруппенфюрер СС и генерал полиции Фридрих Еккельн. Согласно показаниям ряда свидетелей, в акции участвовал латвийский лётчик, член команды Арайса Герберт Цукурс.

В 6 часов утра 30 ноября команда Арайса, преобразованная к тому моменту в отделение латышской вспомогательной полиции, вместе с представителями  полиции порядка и СД шли от блока к блоку, от дома к дому, будили евреев и выгоняли на улицу. Тех, кто отказывался выходить, расстреливали на месте. Колонны по тысяче человек, пятеро в каждом ряду, выводились через проходы в ограде с интервалом примерно в полчаса. Каждую колонну охраняли около пятидесяти полицаев с карабинами на изготовку. Первая колонна рижских евреев достигла Румбулы в девять утра. На поляне у кромки леса стояли деревянные ящики для поклажи. При дальнейшем прохождении сквозь строй, евреев заставляли раздеваться — полностью или до нижнего белья. В кольце оцепления снова стояли ящики, куда обреченные бросали припрятанные на теле деньги и ценности. Поняв, что будет дальше, многие рвали перед ямой деньги и бросали в снег. В первый день румбульских расстрелов было убито около 14 тысяч человек. Всех до наступления темноты не успели расстрелять: осенний день был коротким. А в Змиевской Балке расстрелы продолжались и ночью при свете фар пригнанных тракторов.

Две чудом уцелевшие женщины рассказывали о произошедшем здесь кошмаре:
«Было много раненых. Ночью, когда немцы ушли, уцелевшие пытались выползти из ям. Но латышские полицейские расстреливали их из пулеметов... Это было похоже на море: поднимались волна за волной и падали вниз. Красная кровь текла из страшных ям. К утру все затихло. Выпал снег и засыпал место казни...»

Как показал один из свидетелей:
«На расстрел сгоняли женщин с детьми, детей было очень много, у иных матерей было 2-3 ребёнка. Много детей шло в колоннах под усиленной охраной полиции. В каждой партии было не менее 200 детей. Дети страшно плакали, звали своих матерей, вопили о помощи. Все эти дети были истреблены в Румбульском лесу. Детей не стреляли, а убивали ударами автоматов и рукоятками пистолетов по голове и сваливали прямо в яму. Когда закапывали в могилу, то ещё не все были мертвы, и колыхалась земля от тел, закопанных детей, женщин, стариков».

Рижанка Фрида Михельсон оказалась одной из немногих, кому удалось выжить во время расстрелов. В своей книге "Я пережила Румбулу" она подробно описала этот эпизод своей жизни.

«30 ноября 1941 года – расстреливать начали в самом гетто, но большинство под конвоем повели в Румбульский лес. Тысячи человек пешком отправились к уже вырытой для них могиле. Только около полудня прекратилось, наконец, это траурное шествие, и тут открылся весь ужас происшедшего: бесчисленные окровавленные трупы, в основном пожилых людей, лежали вдоль улицы, меж ними растекались широкими потоками кровавые ручьи», - пишет Фрида об увиденном в гетто.

7 декабря она тоже оказалась в колонне, которая направлялась в Румбулу.

«Приближаясь к лесу, мы ясно услышали стрельбу. Это был страшный предвестник нашего будущего. Что делать?! Шуцман (член шуцманшафта, подразделения вспомогательной полиции) кричит: снять все до нижнего белья!

Он набрасывается на меня с бранью, почему я еще не раздета. Но в этот самый момент из колонны полуголых людей к нему подбегает заплаканная женщина, и обращается со словами:
-Мой муж латыш, смотрите, вот этот шуцман хорошо знает его, - и показывает рукой на какого-то охранника. -Почему я должна умирать?!
Воспользовавшись моментом, когда внимание шуцмана отвлечено разговором с женщиной, я бросилась на землю лицом в снег и замерла неподвижно.

Немного спустя, слышу, как надо мной говорят по-латышски:
-Кто здесь лежит?
-Наверное, мертвая, - отвечает второй голос».

Лина Городецкая.
«Румбульский лес - Бабий Яр Риги, города, который был родным для десятков тысяч евреев… Наверное, до войны, многие из них гуляли в этом лесу на окраине столицы Латвии, назначали свидания, радовались первому снегу, первым весенним цветам… Кто мог представить этот лес в крови?

Таким он стал в ноябре-декабре 1941 года. Сегодня в нем покоятся:
дети до 14 лет -5 652
мальчики – 2 794
девочки - 2 858
старше 14 лет – 15 650
мужчин – 6 143
женщин – 9 507
не трудоспособные - 8 300
мужчины - 2 069
женщины - 6 231
всего: - 29 602

К 1964 году затяжная борьба с властью обострилась. Особенную бурю вызвала попытка установить надгробный камень, на котором было написано «Ди карбонес фун фашизм» - «Жертвам фашизма».

«Когда уже плиты были готовы, завод отказался их выдать, был получен приказ свыше изменить текст, уничтожить надпись на иврите. Буби отправляет телеграмму на имя Хрущёва Н.С. Надпись на иврите на одной плите разрешили оставить, но добавить на камень серп и молот... Вторую же плиту совсем фальсифицировали: «В 1941-1944 годах здесь, в румбульском лесу, были зверски расстреляны и замучены 50 тысяч советских граждан, политических заключённых, военнопленных и других жертв фашизма», - рассказывает Ганей-Авивец. На вопрос Буби председателю исполкома: из каких архивных документов видно, что жертвами румбульской трагедии, кроме евреев, были и другие, ответ был - «ведите себя прилично».

В итоге, на уже готовый памятник был наложен арест. Однако Самуил Цейтлин с друзьями ночью выкрали камень из мастерской, установили его на подготовленном месте и сфотографировали. На следующий день фотографии появились в заграничных газетах, и власти решили отступить. Камень до сих пор стоит тут.

Говорили, что по этому поводу в Ригу выезжала из Москвы специальная идеологическая комиссия Центрального Комитета коммунистической партии. Усилия рижан не остались втуне – камень этот стоит и поныне. В ноябре 2002 года в Румбуле был открыт Мемориальный ансамбль по проекту архитектора Сергея Рыжа. Здесь над площадкой, выполненной в форме звезды Давида, возвышается минора – ритуальный подсвечник.  Вокруг миноры установлены грубо отесанные камни с именами расстрелянных здесь рижских евреев. Небольшие камни выглядят как мемориальные плиты на могилах. Тысячи таких плит. Где-то фамилии перечисляются семьями, где-то кварталами.

Арайс умер в 1988 году в немецкой тюрьме, где пребывал по приговору гамбургского суда с 1975 года.

Палач рижского гетто Еккельн по приговору советского военного трибунала был повешен 3 февраля 1946 года на площади Победы в Риге.

Румбула была одним из важных факторов в пробуждении «молчаливых евреев» Советской России.

О планах увековечивания гибели ростовских евреев сообщил глава Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер еще в январе 2017 года: «стела с именами четырех тысяч жертв Холокоста появится в мемориальном комплексе в Змиёвской балке, где в 1942 году прошла самая массовая на территории России казнь евреев нацистами (текст дается по публикации МОСКВА, 31 январь 2017 – РИА Новости. Я не употребляю слово «казнь», описывая гибель евреев). Мне очень хочется дождаться этого исторического момента – появления в граните имен погибших.