Таганрогская синагога

История синагоги в Таганроге в XIX-XX веках

Евреи начали селиться в Таганроге с начала 19 века. Так, при посемейной переписи в общей обывательской книге в 1805 г. из 816 зарегистрированных семей в Таганроге (общая численность 7482 человек) только одна принадлежала Еноху Сертковичу и его жене Дворке. Однако уже в 1811 г. по описи 6-й ревизской сказки (для платежа налогов в окладе) в Таганроге жило 66 душ евреев-мещан, не считая членов их семей. В середине 30-х годов ХIХ в. (1837 г.) ростовский раввин Вульф Калина регистрировал акты гражданского состояния евреев Таганрога.

 

В рапорте на имя исполняющего обязанности Таганрогского градоначальника князя А.К. Ливена от 27 марта 1845 г. отмечено, что в Таганроге имеется синагога, молитвенная школа, погребальное братство (Хевра-кадоиша), общество заботы о призрении бедных (Биккер Хойлемк) при общей численности евреев в 178 семейств (в 1847 г. численность евреев составила 413 человек).

 

Деревянный молитвенный дом, арендованный под синагогу, сгорел. Поэтому в 1846 г. еврейский сборщик Янкель Браиловский поставил вопрос о строительстве собственного здания синагоги. К концу 1846 г. были избраны попечители по ее строительству. На углу Депальдовской и Елизаветинской улиц была выстроена одноэтажная кирпичная синагога, которая не ремонтировалась до 1859 г. В феврале 1859 г. было получено разрешение МВД России на перестройку синагоги, которая закончилась в 1861 г. С 1868 г. предпринимались неоднократные попытки перестроить синагогу с расширением ее. Однако лишь в 1876 г. было завершено строительство двухэтажной кирпичной хоральной синагоги.

 

В 1837-1844 г. гражданские акты таганрогских евреев регистрировал ростовский раввин Вульф Калина. После появления в Таганроге синагоги в ней служил собственный раввин, но кто был первым раввином, установить не удалось. Ниже приводится список раввинов Таганрогской синагоги, начиная с 1850 г.

 

6 апреля 1923 г. состоялось совместное заседание Президиумов Таганрогского уездного исполкома (с 1920 г. Таганрогский уезд входил в состав Донецкой губернии Украины) и Таганрогского горсовета (протокол № 24) под пред. Прокофьева и при участии Вареласа, Мазурова, Павлова, Амоля, Москатова, Горшкова, Тигера, Клюшникова, Галицкого, Ломакина, Касвяненко, Двиняникова, Кузоятова (секретарь Н.Амолов). Принято постановление по резолюциям 11 собраний (участвовало 8 000 трудящихся евреев) о предоставлении помещений всех религиозных культов под культурно-просветительные учреждения: закрыть синагогу, греческий монастырь и церковь Михаила Архангела.

 

В тот же день ликвидационная комиссия, основываясь на постановлениях 11 собраний трудящихся-евреев требующих закрытия хоральной синагоги и синагоги малой, для передачи означенных помещений под Интернациональный рабочий клуб, по постановлению Президиума Таганрогского уисполкома от 6 апреля 1923 (протокол № 24), составила акт о закрытии двух синагог совместно с представителями Церковного совета: членом правления Шатенштейном, «равином» (сохранена транскрипция акта) Таубером, «шамиссами» Юдманом и Шпеером, представителем верующих Писаренко, и об изъятии 34 книг Торы, священных одежд и талесов, из малой синагоги – 21 книги Торы.

 

20 апреля 1923 г. заместитель Наркома внутренних дел Украины (г. Харьков) Черлюнкачевич вынес постановление о возращении синагог верующим. Ликвидационная комиссия 26 апреля 1923 г. ответила НКВД Украины докладной запиской (утверждена в тот же день Президиумом Таганрогского окрисполкома). В ней указывается, что 25 марта 1923 г. в г. Таганроге началась кампания антирелигиозной пропаганды. Президиум исполкома на основании резолюций 11 собраний трудящихся г. Таганрога (до 8 000 человек) постановил закрыть Хоральную синагогу и другие дома религиозных культов и передать их под клубы. Постановление зам. НКВД подрывает авторитет власти, поэтому не исполнено.

 

В тот же день составлен акт проверки имущества в Хоральной синагоге (транскрипция текста акта сохранена): алтарь с хранилищем, плюшевая обшивка хранилища (10 аршин), занавес белая с алтаря – 1, молитвенный стол в алтаре – 1, люстры малые на молитвенном столе – 2, лампочки к ним (10 свечей) – 2, подсвечники медные – 4, стулья плетенные – 2, молитвенный столик маленький – 1, кресла деревянные – 16, люстры большие стоячие – 2, электрические лампочки (по 10 свечей) к ним – 2, электрические лампочки разноцветные на алтаре – 9, электрические лампочки большие – 12, люстры висячие для свечей – 5, рубашка от Торы – 39, передвижная кафельная печь – 2, электролампа – 3, занавес цветной малый – 3, деревянные скамейки большие – 163, подставки для нот – 3, различные предметы – 20. Похищенные предметы (дело в УРО): занавес черный бархатный с алтаря – 1, скатерть с молитвенного стола – 1, подставка на алтаре – 1, электрические лампочки (по 10 свечей) с люстры на молитвенном столе – 26. Имущество малой синагоги (различные аналогичные предметы) – 38.

 

Ликвидационная комиссия составила 27 апреля 1923 г. акт об изъятии имущества хоральной и малой синагог, а затем вплоть до 30 апреля 1923 г. давала разрешение о выдаче разного имущества синагог в другие клубы и музеи, а также 3 и 14 мая 1923 г.

 

Донецкий губернский прокурор выдал 28 апреля 1923 г. предписание о предоставлении списка вещей, переданных в другие организации, которое прокурор Таганрогского округа повторил 3 мая 1923 г. Ликвидационная комиссия 10 мая 1923 г. направила прокурору вышеуказанные описи. 18 мая 1923 г. составлен акт об изъятии имущества мацепекарни.

 

Председатель СНК Украины Раковский направил телеграмму (дата неразборчива) о немедленном прекращении закрытия церквей и синагог. Секретарь ВУЦИК Буценко послал в Таганрог телеграмму о том, чтобы до решения вопроса в ВУЦИК оставить синагогу верующим. На нее председатель ликвидационной комиссии Горшков ответил, что по постановлению еврейского рабочего населения Таганрога синагога закрыта 25 апреля, а с 1 мая функционирует как Интернациональный клуб. Малый Президиум ВУЦИК (под председательством Петровского) постановил 13 октября 1923 г. оставить синагогу верующим.

 

Неоднократно на заседаниях Таганрогского окружкома КП(б)У рассматривался вопрос о необходимости закрытия синагог в г. Таганроге и использовании их помещений под интернациональный клуб: 26 ноября 1923 г. (протокол № 99, п. 11) заслушана информация Т. Корнеева о постановлении ВУЦИК об открытии синагоги в г. Таганроге. Постановили: Агитпропу срочно собрать сведения о социальном составе евреев, посещающих синагогу, и представить ее бюро.

 

Начальник Таганрогского окружного отдела ГПУ направил 10 декабря 1923 г. в Таганрогский окрисполком письмо. В нем он сообщал, что 400 евреев-трудящихся присутствовали на собрании и единогласно постановили закрыть синагогу. В Таганроге 700 еврейских семей, из них половина – трудящиеся. За противниками закрытия стоит группа лиц юридически не существующего правления еврейского общества, которые имеют сионистскую окраску и своей борьбой против закрытия синагоги хотят завоевать симпатии еврейского населения Таганрога. Самое активное участие в этой борьбе принимает активный сионист Гордон Давид Маркович, имеющий связь с Александром Каранским, членом ВУЦИК, работающим в Политкомиссии ВУЦИК и в Верховном Суде. В настоящее время евреям предоставлено здание для отправления религиозных культов.

 

Докладная записка от 13 декабря 1923 г. заведующего подотделом нацменшинств заведующему агитпропом окружкома КП(б)У: в Таганроге 2 синагоги (новая большая и малая старая). Евреев около 700 семейств: пролетарии – 75 семейств; ремесленники – 250 семейств; буржуазии – 400 семейств. В синагоге находилось 12-15 человек в субботу, в будни она закрыта, кроме праздников. Только 30 истинно верующих стариков и старух исполняют обряды. Представители буржуазии ездили 6 раз в гг. Бахмут (ныне Артемовск – прим. автора) и Харьков с жалобами, пытаясь переложить расходы (на содержание синагог) на трудящихся, которые отказались. Синагоги были центрами для буржуазии, которая проводила в них деловые встречи и заключала сделки. Эти сведения дал еврей – коммунист Кобрин, проживающий в г. Таганроге 43 года и хорошо знающий особенности местных евреев.

 

В докладной записке председателя Таганрогского окрисполкома Островского от 13 декабря 1923 г. в Президиум ВУЦИК в связи с решением Малого Президиума ВУЦИК от 13 октября 1923 г. (№ 1450) о возврате синагоги, проведена та же информация, какая была в докладной записке зав. подотделом нацменшинств Таганрогского окружкома КП(б)У.

 

Президиум ВУЦИК отменил 14 декабря 1923 г. (№ 39/129) постановление Малого Президиума ВУЦИК от 13 октября 1923 г. Секретариат Таганрогского окружкома КП(б)У, ознакомившись 22 декабря 1923 г. (протокол № 110, п. «д») с выпиской из постановления Малого Президиума ВУЦИК о закрытии синагоги в г. Таганроге, постановил: Агитпропу и Политпросвету использовать помещение синагоги как клуб для просветительской работы.

 

Позже секретариатом Таганрогского окружкома КП(б)У было принято решение о необходимости выдержать линию на запрет открытия еврейских молитвенных домов (29 июля 1924 г., протокол № 40) и о назначении Коврина инструктором для работы с еврейским населением, не освобождая его от основной партийной работы (18 августа 1924 г., протокол № 55, п. 64).

 

Бюро Таганрогского окружкома КП(б)У 19 августа 1924 г. (протокол № 44) постановило: принимая во внимание антисемитизм в городе и факт закрытия православных церквей, социально чуждый состав еврейской общины, просить Донецкий губком ходатайствовать перед центром об отмене утверждения Общины и не давать разрешения на ее регистрацию и предоставлять ей помещение для отправления религиозных потребностей.

 

Таганрогский округ был передан 19 сентября в состав Юго-Восточного края, который был переименован 16 ноября 1924 г. в Северо-Кавказский край. Поэтому органы руководства последнего продолжили рассмотрение вопроса о законности закрытия Таганрогской синагоги. Комиссией Северо-Кавказского крайисполкома 30 марта 1925 г. составлен акт обследования, установивший, что в старом здании бывшей синагоги располагается Таганрогский рабфак, а в новом здании ведется ремонт.

 

Верующие евреи г. Таганрога (230 подписей) обратились 3 апреля 1925 г. с просьбой к председателю Северо-Кавказского крайисполкома (с 19 сентября 1924 г. город Таганрог и Таганрогский уезд переданы в состав Юго-Восточного края РСФСР, который 16 ноября 1924 г. преобразован в Северо-Кавказский край) вернуть единственную синагогу, изъятую в 1923 г. После жалобы в 1923 г. была арестована группа лиц, освобожденных только после жалобы прокурору. Во время осенних праздников 1923 г. было временно предоставлено помещение. Председатель Малого Президиума ВУЦИК Смидович просил пред. СНК Украины Петровского вернуть нам здание. В 1924 г. в городе Таганроге действовало 8 различных церквей христиан и молитвенный дом десятка мусульман. Только у евреев ничего не было, лишь обещания дать помещение за городом. Фактически в здании синагоги клуб не действует. Лишь недавно в женском отделении синагоги устроен гимнастический зал, хотя для этой цели в городе имеются более подходящие помещения.

 

Уже на следующий день Бюро Таганрогского окружкома РКП(б) приняло решение (протокол № 20, п. 317): из политических соображений отстаивать положение о закрытии церквей, включая синагоги (согласно имеющегося раннее решения), а 10 апреля оно рассмотрело вопрос «Об исполнении постановления бюро Северо-Кавказского крайкома РКП(б) об открытии церквей в г. Таганроге», в котором высказывалось мнение о необходимости отстаивать прежнее постановление о закрытии церквей и молитвенных домов (протокол № 21).

 

Малый Президиум Северо-Кавказского крайисполкома 30 июня 1925 г., рассмотрев докладную записку врид зам. нач. Крайадмуправления Хосудовского от 27 июня 1925 г. (одобрил решение об изъятии синагоги в Таганроге, признав его полную законность), постановил ходатайство общества верующих евреев Хоральной синагоги г. Таганрога отклонить, оставив названную синагогу под интернациональный клуб.

 

Так в Таганроге была ликвидирована хоральная синагога, построенная на деньги живших здесь евреев, только исходя из «коммунистических принципов». Впоследствии здание синагоги было разрушено, и ныне на ее месте выстроен большой многоэтажный жилой дом. Автор стремился сохранить терминологию и стиль использованных архивных документов, позволяющих ощутить дух прошлой эпохи.

Список таганрогских раввинов

Абрам Нечкин - 1850 - август 1854 г.
Мордух Богатарский - август - декабрь 1854 г.
Вульф Зелик Кац - ? - март 1855 г.
Лейзер Шмуйлов - апрель 1855-1857 гг.
Давид Слезников, таганрогский купец 3 гильдии - январь 1858 - июль 1861 гг.
Ицко Нотович - июль 1861–1866 гг.
Исаак Нотович - 1867 г.
Хаим Гирш Зельцер, почетный гражданин - 1868 - февраль 1880 гг.
Гирш Моисеев Зельцер, почетный гражданин - февраль 1880-1902 гг.
Вакансия - 1903 г.
Иосиф Гершев Браверман, канд. прав - январь 1904-1912 гг.
Соломон Гершев Старосельский - январь 1913 - декабрь 1916 гг.
Гершон Мойше-Абов Штерн или Штейрн, др. философии - январь 1917 г. - ?
Таубер - ? - апрель 1924 г.

© 2009 holocaust.su | При использование материалов необходимо указывать ссылку на сайт | Политика обработки персональных данных

  • Facebook App Icon
  • YouTube App Icon