Солдатская синагога Ростова-на-Дону
История солдатской хоральной синагоги Ростова-на-Дону
Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться в начале XIX века за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины. По VI ревизской сказке Ростовского городского магистрата от 1811 года здесь проживало 20 еврейских семей мещан общей численностью 150-200 человек.
Известный ростовский историк-краевед Михаил Краснянский упоминал о первом еврейском купце Н. Герберге (его потомки стали Герберами), которому войсковой атаман М. И. Платов разрешил, очевидно, не позднее 1817 года поселиться в Ростове-на-Дону. В делах городского архива, начиная с 1825 года, он упоминается как торговец мануфактурой.
Известно, что в 1836 году, при общей численности населения Ростова-на-Дону в 8 100 человек, еврейская община насчитывала всего 73 человек (7 купцов, остальные мещане), не считая членов семей. Через 10 лет ее численность достигла 289 человек.
Если в 1797 году в Ростове, ставшем уездным городом, числилось 1 788 человек, то в 1910 году в Ростове числилось уже 189 874 человека.
«Это ли не быстрое развитие города? Отсюда вполне справедливо название Ростова южнорусским Чикаго», - писал М. Краснянский.
С 1837 года первый известный ростовский раввин Вульф Калина вёл книги, в которых регистрировал браки, рождения, разводы и смерти. Следовательно, к этому времени в Ростове уже была синагога, которая размещалась в арендуемом здании.
Первым евреем, зарегистрированным 3 января 1837 года в синагоге Ростова-на-Дону, был родившийся у Хаима Ариниста и Хаи сын Моисей.
Впервые еврейский молитвенный дом был официально зарегистрирован официально не позже 1849 года, а каменное здание синагоги - в 1855 году. Двухэтажное кирпичное здание Главной хоральной синагоги, построенное на средства еврейской общины, было торжественно открыто 30 августа 1868 года.
По законам Российской империи еврейские общины обладали правом иметь один молитвенный дом (молитвенную школу) на 30 домов евреев и одну синагогу - на 80 домов евреев на расстоянии не менее 107-213 метров от ближайшего христианского храма и не менее 43-85 метров от ближайшей питейной лавки или питейного заведения.
История Солдатской синагоги началась в 1862 году, когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество в Ростова-на-Дону, составленное из служивых евреев и евреев, освободившихся от воинской службы, и вышедших в запас. С разрешения Екатеринославского губернского правления от 31 мая 1862 года еврейское общество получило возможность нанять для своего молитвенного дома особое помещение. Евреи-кантонисты, совершенно оторванные от своих родных, и находящиеся не на родной земле, по своему положению просто обязаны были создать свою Общину, чтобы держаться друг друга. Это было вызвано необходимостью не только создания условий взаимопомощи, но и тем, чтобы чувствовать себя равными друг с другом.
Так кем же были отставные солдаты-евреи кантонисты?
В России наименование «кантонисты» впервые появилось в 1805 году и сохранялось до 1856 года. В 1805 году всем солдатским детям было присвоено наименование кантонистов. Число их значительно увеличилось по окончании Отечественной войны 1812 года, ввиду оставшихся без призрения после убитых на войне родителей. Название «кантонисты» относилось и к финским, цыганским, польским и еврейским детям-рекрутам с 1827 года.
Евреи, согласно указу Николая I о введении для них воинской повинности (26 августа 1827), брались в рекруты с 12 лет. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов, и немногих из них определяли в села на постой либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы (25 лет) как евреям, так и не евреям.
Многие евреи в восемнадцать лет были уже женаты и имели детей‚ которых в случае призыва отца должна была содержать затем еврейская община‚ поэтому по решению кагала в солдаты часто отдавали именно малолетних - взамен тех‚ кто мог самостоятельно содержать семью. С 1853 года разрешили «обществам и евреям представлять за себя в рекруты беспаспортных своих единоверцев даже из других общин».
Поначалу обучение носило общеобразовательный характер, хотя наставники долгими часами муштровали будущих солдат. Но в 1824 году дело передали в руки графа Аракчеева, который ввел преподавание военных дисциплин и специализацию кантонистских школ. Отныне в них готовили артиллеристов, топографов, инженеров и медиков.
Еврейские мальчики, попадая в батальоны кантонисты, становились собственностью военного ведомства - «сиротами при живых родителях», и командиры распоряжались ими практически как крепостными.
В 1827 году Указом от 26 августа император Николай I обязал евреев служить в армии. Это объяснялось соображениями справедливости: «…чтобы рекрутская повинность к облегчению наших верноподданных уравнена была для всех состояний».
Однако на деле о равенстве не шло и речи. Если квота для христианского населения составляла семь мужчин с тысячи через год, то для еврейских общин - десять человек с тысячи ежегодно. Позднее, во время Крымской войны (1853-1856), рекрутский набор проводился дважды в год и достигал 30-ти человек на тысячу.
Евреи подлежали рекрутчине с двенадцати лет, хотя 25-летний срок службы начинал отсчитываться только по достижении ими восемнадцатилетия.
Для евреев-кантонистов существовал текст присяги, который произносился на иврите или идиш. При этом новобранцы стояли в молитвенных покрывалах перед ковчегом и представителями еврейской общины и гражданских властей. В завершении церемонии трубили в шофар.
Получив образование, кантонисты-выпускники были обязаны прослужить:
• дворяне - 3 года;
• обер-офицерские дети - 6 лет;
• дети духовных лиц - 8 лет;
• прочие - 25 лет (могли быть произведены в чиновники и оставить военную службу: за отличие - через 12 лет, по выслуге лет - через 20 лет).
Целью призыва еврейских детей в русскую армию было не только и не столько воспитание профессиональных военных - в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов пытками и истязаниями принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении.
Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем геноцида еврейского народа в Российской империи.
Иосиф Трумпельдор - основатель сионистских боевых формирований и национальный герой Израиля - был сыном кантониста.
В 1850 году помощник новороссийского губернатора Аполлон Скальковский уверял, что Екатеринославская губерния (в нее входил Ростовский округ) - «это обетованная земля евреев».
Из газеты «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы» №34 10 сентября 1872 года:
«Ростовское Духовное Правление Еврейского Солдатского Общества окончив постройкою здание Синагоги, объявляет, что освящение таковой последует во вторник 12 сего сентября в 10 часов утра; почему приглашает желающих не оставить своим присутствием при означенном освящении».
Проект Ростовской солдатской синагоги был утверждён Екатеринославским губернским правлением 4 июня 1872 года. И 12 сентября 1872 года состоялось открытие выстроенного каменного здания Солдатской хоральной синагоги. Как указывал покойный ростовский краевед М. А. Красников, средства на строительство синагоги пожертвовал богатый ростовский купец 1-ой гильдии мукомол Иосиф Маркович Елицер. Проект здания синагоги составил старший городской архитектор Эрнст Эрнестович фон Шульман, а строил синагогу ростовский строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус.
Открытие Солдатской синагоги было отражено в газетной короткой заметке:
«Солдатская синагога. Закончена постройкой солдатская синагога. Внутренность синагоги прекрасно отделана и производит хорошее впечатление. Сформирован большой хор под управлением известного кантора И. Н. Залудковского, бывшего обер-кантора варшавской хоральной синагоги Синай, окончившего берлинскую консерваторию. Залудковский ученик известного итальянского профессора Жана Лурия, и, по отзывам газет, считается одним из выдающихся канторов нашего времени».
Считается, что Солдатская синагога построена в стиле модерн с элементами восточной архитектуры, объемно-пространственная композиция которой включает три уменьшающихся с севера на юг объема. Здание обладает простыми лаконичными фасадами, полуциркулярные завершения оконных проемов которых стилизованы под готическую розу в два света рисунком переплетов. Основной объем и цоколь здания рустованы. Архитектурный облик синагоги дополняют лепные розетки и аркатурный пояс под карнизом среднего объема, массивный карниз и парапет.
Городской голова Ростова Аполлон Кривошеин в 70-х годах XIX века писал: «Евреи составляют весьма незначительную часть населения. Это преимущественно ремесленники и торговцы, оптовые складчики и заводчики, врачи, аптекари, маклеры, посредники, кабатчики. Еврейская торговля хлебом незначительна (главная - у греков и армян). Евреи не влияют вредно на экономическое положение, а часто приносят пользу, имея непосредственные отношения с заграничными торговыми домами и довольствуясь скромными барышами. Поэтому они являются явными конкурентами крупных фирм».
В начале 1881 года к основному зданию синагоги пристроили трехэтажное кирпичное неоштукатуренное здание для Духовного правления синагоги. Вероятно, проект здания составил городской архитектор Ростова-на-Дону Владимир Иванович Якунин (скорее всего строитель, был тот же, что и основного здания). В 1891 году была закончена двухэтажная пристройка с юга для училища детей бедных солдат в нижнем этаже и для молитвенной школы на втором этаже. Проект этой пристройки, одобренный 17 мая 1890 года Строительным отделением Областного правления Области войска Донского, возможно, был составлен городским архитектором Николаем Александровичем Дорошенко или Николаем Михайловичем Соколовым, а строителем его был один из братьев А. М. или И. М. Геронимусов.
В конце 1880-х годов, при присоединении Ростова к Области Войска Донского (особой территории, где представители неправославных конфессий были весьма ограничены в правах, а жительство евреев было вообще запрещено), Ростовская Дума обратилась к императору Александру III с письмом следующего содержания:
«Городская Дума <…> сочла своим долгом обратить особое внимание правительства на такие подробности, от разрешения коих <…> зависит будущее нашего города. Город Ростов есть пункт исключительно торгового, промышленного и фабричного характера, и его население в этом отношении весьма отличается от населения области, к которой Ростов предполагается присоединить. Торговые и промышленные обороты города доходят до 150 000 000 рублей, а обороты банков, в нем действующих, до 60 000 000 рублей в год; в этих громадных оборотах принимают участие не одни русские, но также иностранцы и евреи. Выселение из Ростова 10 000 евреев, которым жительство может быть запрещено, имело бы весьма грустные последствия для города и его обывателей».
Важную роль играли евреи в деятельности Ростовского биржевого комитета, а также в среде врачей, присяжных поверенных и их помощников. В Городской думе интересы евреев в разные годы представляли И. Ф. Волькенштейн, Ф. О. Гнесин, Г. Е. Коган, Я. М. Браиловский, Г. О. Луцкий, Х. Н. Герберг, А. Я. Фельдман.
Ростов-на-Дону входил в черту постоянной еврейской оседлости. Согласно законам Российской империи, еврейские общины вправе были иметь «один молитвенный дом или молитвенную школу на 100 домов евреев и одну синагогу на 80 домов евреев».
С 1863 года в городе действовало еврейское училище «Талмуд Тора» при Главной хоральной синагоге, и позже было создано при Солдатской синагоге в 1872-1891 годах.
В 1892 году появились многочисленные хедеры, открылись общественные и частные школы и училища. В ростовских гимназиях в 1880-х годах евреи составляли 33,8% учеников. Но после введения в 1887 году процентной нормы, численность евреев заметно снизилась.
Имеются сведения (по сообщению ростовского историка В. С. Сидорова), что здание Солдатской синагоги сильно пострадало от пожара во время еврейских погромов в октябре 1905 года. Поэтому после сбора необходимых средств только в 1913 - начале 1914 года здание синагоги было восстановлено и реконструировано (тогда здание обладало красивыми угловыми купольными завершениями) по проекту и под руководством петербургского художника-архитектора, профессора Императорского архитектурного института и секретаря общества архитекторов Якова Германовича Гевирца. Следует отметить, что Я. Г. Гевирц был не просто архитектором, а архитектором-художником, специализирующимся на проектировании синагог. В 1907 году Я. Г. Гевирц занял первое место на конкурсе проектов синагоги и богадельни для Преображенского еврейского кладбища в Санкт-Петербурге, а в 1909 году он получил первую премию за разработку проекта Харьковской синагоги.
После окончания художественных работ богослужения в Солдатской хоральной синагоге возобновились 29 марта 1914 года на Песах.
Старостами Солдатской синагоги были в 1895-1899 годах С. Г. Котель, в 1900-1909 годах Ш. Л. Рабинович, в 1910-1912 годах А. М. Шавинер, в 1913-1914 годах А. М. Басс. В 1927-1937 годах раввином синагоги был хасид Гессель Хаймович Замский (в 1937-1940 годах по сфабрикованному обвинению находился в заключении).
Осенью 1935 года здание Солдатской синагоги было национализировано, и верующие евреи стали молится в Ремесленной синагоге. В здании Солдатской синагоги были размещены химфабрика Горместпрома и подразделение радиозавода «Комсомолец».
После освобождения Ростова-на-Дону в 1943 году фабрика в здании не была восстановлена. Только в 1945 году после длительной борьбы его заняла вновь еврейская община, которая приложила очень большие усилия для ремонта здания. За оказание финансовой и иной помощи в ремонте синагоги ростовские евреи подвергались репрессиям (увольнениям с работы, выселению из города, арестам и др.). Разрешение на владение и пользование зданием Ростовский облисполком выдал лишь 14 апреля 1945 года после первоначального отказа 1 декабря 1944 года и поездки инициативной группы во главе с раввином (в 1944-1960 годах) Шая-Меером Зусмановичем Ароновичем и председателем общины В. Д. Липковичем в Москву.
Сегодня Солдатская синагога является единственной в Ростове-на-Дону.
Она так же, как и её собратья, претерпела все нелёгкие периоды истории, сильно поменяла свой облик, но, главное - сохранила своё назначение и существования не прекратила.
«Синагога наша должна соединить все нравственные силы нашего общества, должна помирить старое поколение с молодым, и положить прочное начало нашему единству, без которого ничего полезного и благородного не может существовать».
Городской Голова Андрей Матвеевич Байков.