Записки краеведа Леонида Владимировича Санкина
Семья Корнблюм
На Востряковском кладбище Москвы есть захоронение семьи Корнблюм. Мать Розалия Моисеевна и её трое детей сын Абрам, очеркист и драматург, дочери Мария и Рита.
Рита Корнблюм известная под псевдонимом Рита Корн служила в 30-е годы редактором газеты МХАТ, была женой драматурга и поэта Владимира Киршона, известного травлей Михаила Булгакова и Алексея Лосева, и авторством слов песни «Я спросил у ясеня». В Ростове Киршон возглавлял писательскую организацию и жил с женой Ритой в знаменитом доме градоначальника Зворыкина на Пушкинской. В 1938 году любимца Ягоды расстреляли. Но к этому времени Рита уже громко развелась с Киршоном, перебравшись до этого в Москву и родив ему двух сыновей Юрия и Владимира. Отец Риты и муж Розы Моисеевны Эммануил Абрамович Корнблюм был похоронен ещё в Ростове. Семья Корнблюм до революции жила в Ростове на Пушкинской улице в доме 235, дом принадлежал брату Эммануила Манусу Абрамовичу и находился на северной стороне между нынешними переулками Журавлева и Крепостым. Дом не сохранился и на его месте в 70-е годы построили девятиэтажные здания. Ещё одна дочь Сара скончался в США. Ее фамилия по мужу Бабёнышева. Известный литературовед, критик, член Союза писателей, ставшая диссидентом. В 1981 году Сара вынуждена была эмигрировать из СССР. Страну покинул и её сын публицист и диссидент Александр Петрович Бабёнышев, писавший под псевдонимом Сергей Максудов.
В своих воспоминаниях и интервью Рита вспоминала:
"Ранней весной 1922 года я приехала к сестре в Кисловодск. Было мне тогда пятнадцать лет. Там познакомилась с будущим мужем Владимиром Киршоном, чья пьеса «Чудесный сплав», написанная в 1933 году, обошла почти все сценические площадки СССР. Никогда не забуду тот день, когда я впервые его увидела. Среди большой группы молодежи, пришедшей в курортный зал слушать Анатолия Васильевича Луначарского были студенты Первого Коммунистического университета имени Свердлова, — выделялся веселый, подвижной парень; с первого взгляда было видно: он здесь вожак. В 1923 году Рита вышла замуж за Киршона, который успел уже окончить Коммунистический университет и приехал в Ростов-на-Дону преподавать политэкономию в совпартшколе и работать в Донкоме РКП(б). О жизни в доме градоначальника Зворыкина Рита писала:
"В небольшой комнате, чистой, всегда опрятной, стояли письменный стол, два стула, кровать. На столе гора книг, свежие журналы."
Киршоны в Ростове-на-Дону дружили с писателем Александром Фадеевым, братьями Юзефом(Иосифом Ильичем) Юзовским и Мечиславом Ильичем Бурским (Бурштейном), Леонидом Недолей (Лукьяном Владимировичем Гончаренко). Рита Корн слушала поэта Семёна Кирсанова, приезжавшего в Ростов-на-Дону в 1924 году.
Рита Корн дружила с Анной Берзинь. В доме Берзинь, который часто был пристанищем многих молодых писателей, некоторое время жила и в 1925 году там часто встречалась с Сергеем Есениным. После возвращения из лагеря, где Берзинь провела 18 лет, их дружба возобновилась. Рита хранила рукопись воспоминаний о Есенине, написанную Берзинь, после её смерти в 1961 году. В воспоминаниях «Владимир Киршон» (1982) Рита Корн остаувила воспоминания о Есенине:
"Мы любили Есенина, безмерно любили его поэзию. Близко знали его. Часто встречались с ним в доме у Аннушки Берзинь, старались не пропускать ни одного его выступления. У меня сохранилась талантливая рукопись Анны Берзинь о Сергее Есенине. Дом Аннушки, как мы её называли, был пристанищем многих молодых писателей. Какое-то время я жила у Аннушки. Сергей Есенин появлялся там всегда неожиданно. Мать и отец Анны Абрамовны были ему рады, после чего все трое - Есенин и «старики» - усаживались на маленьких скамеечках и изумительно пели в три голоса старинные русские песни. Был он в обращении прост и на редкость обаятелен. Его смерть потрясла нас всех."
В 1926 году Киршоны переехали в Москву.
Рита Корн сперва работала на фабрике «Большевик». Она вспоминает:
"Длительное время у нас не было комнаты. Как-то Миша Светлов предложил нам поселиться у него в знаменитом общежитии «Молодой гвардии» на Покровке, 3. Миша сказал, что уезжает в Ленинград, а нам можно пожить здесь.
Общежитие находилось в бывших меблированных комнатах, где также жили Фадеев, Юрий Либединский и его первая жена Марианна Герасимова. Занятия в литературной студии в общежитии посещал Михаил Шолохов.
Киршоны познакомились и подружились с драматургом Александром Афиногеновым и его женой, американской балериной Дженни Мерлинг.
"Однажды, вернувшись с работы, я увидела в комнате сидящего на стуле в зимнем полушубке Афиногенова. Киршон был болен, лежал в постели. Афиногенов удивленно протянул: Девочка, а вы-то откуда здесь? На что Киршон, мгновенно уловивший ситуацию, сказал: А ты-то откуда её знаешь? Это не девочка, а моя жена Мышь(домашнее прозвище Риты Корн). Так началась наша большая дружба с Шурой".
Рита Корн жила на даче Афиногеновых в Переделкине, затем окончила курсы по подготовке газетных работников в 1934 году.
15 января 1936 года она стала редактором газеты «Горьковец», которая издавалась в 1935—1942 гг. во МХАТ имени Горького.
В своём дневнике драматург Александр Гладков писал:
"О чём ещё говорят в Москве в конце лета 1936 года? Все ещё продолжается какая-то некрасивая возня между Киршоном и его бывшей женой, редакторшей многотиражки МХТ. Киршон судился с ней, чтобы отнять у неё детей. Говорят, что его мощные покровители из НКВД оказали какое-то давление на суд".
Рита Корнблюм вышла замуж вторым браком за Кузнецова, сотрудника аппарата ЦК 29 августа 1937 года Киршон был арестован и объявлен «врагом народа». Рита Корнблюм и её дети пострадали как члены семьи «врага народа». В июле 1937 года Рита уволена из редакции и зарабатывала на жизнь маникюром и педикюром. В 1938 году Киршона расстреляли, а в 1951 году Юрий Корблюм арестован как «потенциальный мститель за отца» и осуждён на 25 лет. После смерти Сталина он былосвобождён и реабилитирован. В 1955 году и Киршон был реабилитирован.
В годы «оттепели» Рита Корн стала пионером направления в публицистике, знакомившего советского читателя с достижениями русского зарубежья, прежде всего во Франции. Опубликовала в августе 1964 года в «Огоньке» статью «Русские сердца», подробно рассказавшую о русских участниках французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. В 1982 году, к 80-летию со дня рождения Киршона в издательстве «Правда» вышел сборник «Воспоминания» Риты Корн. А в 1986 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник «Друзья мои». Умерла Рита Корнблюм 19 апреля 1992 года.
Что же касается Владимира Михайловича Киршона , то и он был связан с Ростовом не только работой в партийно-писательской организации.
Родился Киршон в Нальчике в семье присяжного стряпчего, а затем поверенного, выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета Михаила Львовича Киршона и фельдшера, выпускницы Бестужевских высших женских курсов Ольги Петровны Зайцевой. Его родители принимали активное участие в революционном движении.
Детство Киршона прошло в Санкт-Петербурге. После Февральской революции 1917 года его мать с сыном и дочерью Фанни переехали в Кисловодск. В 1917-1918 годах Киршон учился в Кисловодской мужской гимназии. Однако в Ростов он попал не случайно. Его дед Леон Вульфович Киршон был известным зубным врачом в Таганроге, а затем в Ростове. Бабушку будущего литератора звали Фрума Абрамовна.
На фотографиях Рита Корнблюм,Мария Корнблюм,Абрам Корнблюм, Владимир Киршон,памятник семьи Корнблюм и коллективное фото авторов альманаха "Метрополь", Сара Бабенышева стоит крайней слева в третьем ряду, а так же обложки книг Риты Корнблюм.